Поиск по сайту
  • Главная
  • Новости
  • Алексей Журавлёв: Импортозамещение и технологический прорыв - главный тренд

Алексей Журавлёв: Импортозамещение и технологический прорыв - главный тренд

Мы приложим все усилия, чтобы после выборов 2016 года в Госдуме появилась новая политическая структура, ответственная и заинтересованная в развитии оборонно-промышленного комплекса нашей страны
Категория — Новости политики
Опубликовано 25 августа 2015

Война на Украине и разрыв с ней отношений, санкции Запада и общая напряженность ставит перед Россией и, в первую очередь, перед оборонно-промышленным комплексом и вооружёнными силами РФ сложные и амбициозные задачи. Внимание сейчас приковано к выполнению Госпрограммы вооружения до 2020 года. Способен ли военно-промышленный комплекс России справиться с проблемами и начать поставлять современное вооружение и технику, необходимые армии и флоту?

Об этом и не только читайте в эксклюзивном интервью лидера партии "РОДИНА", члена Комитета по обороне Госдумы РФ Алексеем Журавлёвым для ИА "Росинформбюро".

- Алексей Александрович, буквально на днях вице-премьер Дмитрий Рогозин обозначил проблему: ОПК зависит от 640 позиций, которые поставляются из государств НАТО и Евросоюза. В основном это высокотехнологичные позиции – оптика и электроника. В авиации, например, это 80% комплектующих. И государство будет проводить импортозамещение. Как с этим справиться? Цифры-то астрономические…

- Ситуация на Украине, конечно, усложнила процесс модернизации нашей оборонки. Не исключаю, что для США это было одной из причин дестабилизации обстановки в соседнем и родственном нам государстве. Для понимания: только с одной Украиной общий портфель российских гражданских и военных заказов составлял около 15 млрд. доллпроа, или 8,2% ВВП страны. Российско-украинский оборонный товаропоток насчитывал 7-8 тысяч наименований, к сотрудничеству были привлечены 1330 предприятий. Более того, все российские вертолеты летают на украинских двигателях предприятия "МоторСич". Это и новейшие Ми-28Н, и Ка-52, и Ми-171. Все.

В год нам нужно не менее 600 моторов. А ещё есть газотурбинные установки для Военно-морского флота. Это ещё один огромный пласт военно-технического сотрудничества России и Украины. Нюанс, на котором у нас строится вся кораблестроительная программа. Так что, проблема действительно масштабная. Но надо понимать и то, что возникла она не вдруг. Процесс импортозамещения начался давно. Просто в нынешних политических реалиях он встал особенно остро. С одной стороны, это проблема. А с другой, это исторический шанс сделать рывок – и в технологиях, и в экономике. И будет преступлением такой шанс упустить.

- Столь сильное взаимопроникновение оборонного сотрудничества России и Украины - это угроза для безопасности нашей страны?

- Отчасти. Российский ВПК способен производить всю номенклатуру необходимой ему продукции. Но на это нужно время и деньги. Примером этого может быть идущая не один год работа по созданию производственных мощностей по выпуску вертолетных двигателей ТВЗ-117 и ВК-2500 для наших вертолетов. Их производство организовано на базе петербургского ОАО "Климов". В советские времена «Климов» был конструкторским бюро, а "МоторСич" - серийным заводом. Мы приняли программу технического перевооружения ОАО "Климов", в рамках которой были подписаны контракты на приобретение оборудования на сумму более 600 тыс. евро и порядка 100 млн. рублей. На форуме "Армия-2015" в подмосковной Кубинке холдинг "Вертолёты России" отчитался о поставке ВВС первой партии полностью российских вертолетов Ми-8АМТШ-В.

Машины оснащены двигателями ВК-2500-03 с улучшенными характеристиками, что позволяет заметно повысить надежность и безопасность боевого применения. Кроме того, увеличен ресурс российских двигателей, что благоприятно скажется на стоимости эксплуатации вертолётов. На вертолетах была заменена вспомогательная силовая установка украинского производства на российскую модель ТА-14 производства НПП "Аэросила". ТА-14 имеет более высокую мощность энергоустановки, увеличенное время работы в генераторном режиме, а также лучшие показатели высотности запуска. Сегодня стоит задача наладить в Санкт-Петербурге производство не менее чем 450 двигателей в год. Пока "Климов" выпускал не более 100 моторов. Но согласитесь, что процесс уже пошёл.

Сложная ситуация с фрегатами дальней морской зоны, строящихся на заводе "Янтарь" в Калининграде. Двигатели для них поставляло украинское предприятие "Заря-Машпроект". Российская верфь получила двигатели только для первых трёх кораблей этой серии, до того, как Киев принял решение заморозить военно-техническое сотрудничество с Россией. Остальные придётся оснащать отечественными двигателями. Дмитрий Олегович Рогозин заявил, что из-за приостановки поставок агрегатов с Украины строительство кораблей пришлось приостановить. Работу по импортозамещению в этой сфере планируется завершить до 2018 года.

- У нас в стране три предприятия, которые занимаются производством морских силовых установок: "Коломенский дизель", "Уральский дизель" и завод "Звезда". Но вот качество этих установок...

- Эту проблему поднял и главком ВМФ Виктор Чирков, справедливо заметив, что "что через два месяца крышки на этих установках морская вода полностью разъедает". А двигатель "Звезды", презентованный на Морском салоне в Санкт-Петербурге, изготовлен фактически в Австрии. Где в России взять металл, из которого будут делать этот двигатель? У нас в России способны делать такие корпуса и такие детали? Нет. Так, что как понимаете, проблемы есть и они требуют решения.

- То есть, импортозамещение - это в большей степени отказ от взаимодействия с Украиной?

- До последнего времени Россия получала с Украины большое количество комплектующих практически для всех видов вооружений и военной техники. Например, украинское КБ "Южмаш" занималось сопровождением двух основных для обороноспособности России стратегических ракетных комплексов: тяжелой баллистической ракеты Р-36М2 "Воевода", больше известной по своему натовскому названию "Сатана", и УР-100Н. Первых у нас на вооружении 52, вторых - 40 штук. На этих машинах стоит более половины ядерных боезарядов сухопутной группировки стратегических ядерных сил сдерживания.

Также "Южмаш" сотрудничал с Россией в области космических запусков ракет-носителей "Днепр" и "Зенит". Зависят от авторского надзора украинских специалистов и системы наведения и управления российских ракет УР-100Н и РТ-2ПМ "Тополь", разработанные в советское время на харьковском предприятии "Хартрон" (бывшее НПО «Электроприбор») и киевском "Арсенале".

Согласно подписанному в 2011 году контракту с холдингом "Вертолёты России", до 2016 года украинцы должны были поставлять нам 270 двигателей ТВЗ-117 и ВК-2500 ежегодно на сумму $ 1,5 млрд. Они предназначены для боевых и транспортных вертолетов Ми-26, Ка-31, Ка-32, Ка-52, Ми-8 разных модификаций, Ми-24, Ми-28Н, Ми-35. Двигатели украинского производства устанавливаются на российские самолеты-амфибии Бе-200 и учебно-боевые Як-130, а также на тяжелые транспортные Ан-124 "Руслан". Помимо этого, "МоторСич" поставляет турбореактивные двигатели для стратегических крылатых ракет Х-55 и Х-55СМ, авиационных тактических ракет Х-59М, Х-35 и корабельных 3М10 и 3М24.

Украинские предприятия поставляли гидравлические системы и тормозные парашюты для истребителей Су-27, Су-30 и Су-35, а также комплектующие для истребителя-бомбардировщика Су-34. Оборудование николаевского предприятия "Зоря-Машпроект" - редукторы и газотурбинные установки - идут для новейших российских фрегатов проекта 22350. Черкасский "Фотоприбор", киевский "Арсенал" и львовская "Лорта" - основные поставщики систем наведения для танков, самолетов и зенитных ракетных комплексов. "Фотоприбор" также участвовал в проекте по созданию российских противотанковых комплексов "Хризантема", поставлял аппаратуру управления для вертолетов Ми-24. И это только небольшой срез проблемы, которую мы сейчас решаем. И опять же, хочу отметить, это сложно, это проблемно, но нам это нужно.

- Картина получается просто апокалипсическая…

- В любом случае, процесс импортозамещения рано или поздно надо было начинать. То, что производилось на украинских предприятиях для нашей техники, было далеко не новое, современное оборудование. Начав инвестировать в собственное производство, мы не только получим аналоги, но и будем стимулировать развитие собственной науки и промышленности. И это - главная цель правительственной программы. У нас составлены графики по импортозамещению, проанализировано наличие запасов комплектующих, готовимся к производству всех деталей, определены ответственные.

Небольшой пример: в 2016 году полностью завершится программа замещения отечественными аналогами украинских компонентов радиоэлектронной борьбы и авионики. Замещение западных комплектующих для авиации планируется завершить в 2017 году. На это потребуется 18 млрд. рублей. Программа проработана. После реализации Россия ни в коей мере не будет зависеть от импорта западных комплектующих в сфере авионики и РЭБ.

Производство двигателей для крылатых ракет и газотурбинных установок может быть налажено на Рыбинском НПО "Сатурн". Программа развития стратегических ядерных сил уже не предусматривает участие в ней украинских производителей. Новые ракетные комплексы стратегического назначения РТ-2ПМ2 "Тополь-М", РС-24 "Ярс" и морская Р-30 "Булава" созданы полностью на отечественной элементной базе. Также будет создана и новая тяжелая баллистическая ракета, идущая на смену Р-36М2 - "Сармат".

К проекту создания новейшего российского комплекса ПВО С-400 не был привлечен "Днепровский машиностроительный завод", который когда-то принимал участие в создании и производстве С-300. В России появились и собственные авиационные ракеты класса "воздух-воздух" Р-77 для истребителей МиГ-29, Су-27, Су-30 и Су-35. Подобные решения есть и в других областях, связанных с вооружением и военной техникой. Процесс импортозамещения идет и от нас требуется только настойчивость в достижении поставленных целей. 

- А с точки зрения законодательной деятельности – чем Госдума может помочь нашей оборонке?

- На сегодняшний день многие мои коллеги из Госдумы и Совета Федерации поддерживают оборонно-промышленный комплекс. Лоббисты есть. Но к сожалению, нет системной работы и той структуры, которая бы полностью отражала интересы ОПК, армии и флота, а также частных оборонных предприятий. Мы приложим все необходимые усилия, чтобы после выборов 2016 года в Госдуме появилась новая политическая структура, ответственная и заинтересованная в развитии оборонно-промышленного комплекса нашей страны. Чтобы в парламенте заработала настоящая системная сила.

Беседовали Дмитрий Литовкин и Софья Черепанова, ИА "Росинформбюро"

Россия (выбран сейчас)
Россия
Россия Архангельская область Белгородская область Брянская область Волгоградская область Вологодская область Воронежская область Ивановская область Иркутская область Кабардино-Балкарская Республика Калужская область Кемеровская область Кировская область Костромская область Краснодарский край Красноярский край Курганская область Курская область Ленинградская область Липецкая область Москва Московская область Мурманская область Омская область Оренбургская область Орловская область Пензенская область Приморский край Псковская область Республика Башкортостан Республика Дагестан Республика Коми Республика Крым Республика Марий Эл Республика Северная Осетия - Алания Республика Татарстан Республика Хакасия Самарская область Свердловская область Севастополь Смоленская область Ставропольский край Тамбовская область Тверская область Тульская область Тюменская область Удмуртская Республика Ульяновская область Хабаровский край Ханты-Мансийский автономный округ Челябинская область Чувашская Республика Ямало-Ненецкий автономный округ
Регистрация на сайте
Введите рабочий e-mail адрес так как вам прийдется подтвердить регистрацию.
Минимальная длина пароля - 6 символов. Максимальная - 12 символов.
Укажите пожалуйста реальные имя и фамилию.
Любое слово, например Ivan, Patriot, Наблюдатель и т.п.
Дата рождения
Мы гарантируем, Ваши персональные данные не будут передаваться третьим лицам.
Вход через социальные сети
Авторизация
Сообщить об ошибке
Восстановление пароля
Введите e-mail адрес указанный при регистрации, на него мы вышлем новый пароль.