Поиск по сайту
  • Главная
  • Новости
  • 27 апреля - День российского парламентаризма. Интервью с Валерием Бакушевым

27 апреля - День российского парламентаризма. Интервью с Валерием Бакушевым

Категория — Новости политики
Опубликовано 26 апреля 2020

Интервью с заведующим кафедрой парламентаризма и межпарламентского сотрудничества Института государственной службы и управления РАНХиГС, доктором политических наук, профессором, действительным членом РАЕН и Академии политических наук Валерием Владимировичем Бакушевым.

- В любом демократическом государстве, особенно в кризисные периоды развития, большая роль принадлежит парламенту. В России роль парламента уверенно возрастает.

- Как бы не был высок авторитет института президента в последнее двадцатилетие, российский парламент и каждая из его палат, функционируют сегодня профессионально, обеспечивая законодательно провозглашенный Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным курс на ускорение развития страны через повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти, других институтов государства и общества. Предложение о повышении роли Федерального Собрания Российской Федерации было сформулировано Председателем Государственной Думы Вячеславом Володиным еще осенью 2018 года, в самом начале работы парламентариев седьмого созыва. Опираясь на этот посыл и парламентскую готовность, Президент страны сформулировал задачи обновленного политического курса через сложный и небыстрый путь погружения в "цифровое государство", формирование обновленного профессионально возросшего гражданского общества. На этой основе выстраивается диалог граждан и институтов власти.

- Обновление Конституции как закономерный процесс отражения в ней развития российской модели политической системы, способствует усилению парламентского измерения в государственном строительстве?

- Конечно, как бы положительно не утверждали создатели текста Конституции образца 1993 года, в ней есть пробелы, на которые указывали представители разных юридических, да и других научных школ. Это, во-первых. Во-вторых, более четверти века хватило, чтобы научно, практически понять тренды развития политической системы, развивающие как политические, так и неполитические институты гражданского общества, сам институт "государства". В-третьих, обусловлен тип современного лидерства на высокой ниве – стремление стать лидером государства, науки. В сложный "вирусный" и, особенно, в поствирусный этап развития такие лидеры будут востребованы. Они трансформируют усиление демократической работы с социально широкой аудиторией, проявляют волю к осуществлению серьезных властных мотивационных действий, необходимых для профилактики или ликвидации последствий негативных явлений. Ситуация с пандемией "2020" подтвердила востребованность таких умений в Китае, России, других государствах, заботящихся о своих соотечественниках. Можно вспомнить опыт возрождения и развития Сингапура, который стал уже для управленческой элиты азбучной классикой.

В этой связи, поправки в Конституцию Российской Федерации обоснованно повышают роль палат Федерального Собрания, прежде всего, в кадровом отборе руководства правительства, министров, судебных и правоохранительных органов. За этим следует построение более сложного механизма осуществления парламентского контроля. Заметим, что именно здесь сложилась такая практика, что федеральный закон о "парламентском контроле (N77, принятый в 2013 г.) находится как бы в "подвешенном" состоянии, так как уровень парламентов в субъектах РФ определил свой круг контрольных полномочий в рамках более раннего Федерального закона N184, принятого более 20 лет назад (в 1999 г.). Конституционные поправки должны укрепить каркас механизма осуществления парламентского контроля за исполнением законодательства, его отдельных норм, а не только ограничиваться мерой "запросов", "общих отчетов". Возможно, законодательство станет нормой по индемнитету, интерпелляции, а также получит дифференциальный подход к наложению уточненного вето – абсолютного или относительного (отлагательного), с учетом того, что окончательное принятие прописано в регламентах палат.

- И все же, что предполагается записать в Конституции, если поправки пройдут через общероссийское голосование?

- Согласно Заключению Конституционного суда РФ о соответствии поправок, в том числе, предложенных в Законе Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", принятого 16 марта 2020 г. (закон был одобрен Советом Федерации 11 марта), целый ряд положений в ряде самых важных статей о ведущих институтах российской модели власти являются новациями:

- ст. 83 подключает Совет Федерации как "консультанта" Президента РФ при назначении и освобождении от должностей руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министерств), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, МЧС и общественной безопасности;

- требуется представлять Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности в Конституционный суд РФ; он назначает руководство других судей федеральных судов; тоже самое относится к Генпрокурору, его заместителям и иным прокурорам, которые назначаются федеральными законами;

- подконтрольна Совету Федерации должность Председателя Счетной палаты, а Госдуме – зам. председателя и равное между палатами число аудиторов;

- ст. 93 указывает на полномочия Совета Федерации, по представлению обвинения Государственной Думой, в вопросе лишения неприкосновенности и отрешения Президента РФ (решения от двух третей сенаторов и депутатов).

Обновлена редакция ст. 95 о Федеральном собрании РФ, а ст. 103 прямо указывает о праве осуществления палатами парламентского контроля. Ст. 111, п.п. 32 дополнена существенным пунктом о том, что Государственная Дума утверждает кандидатуру Председателя Правительства и только после этого он назначается на должность президентом страны. Это положение относится к заместителям Председателя Правительства и министрам. Уточнен порядок действий Правительства и Государственной Думы в случае постановки вопроса о "доверии".

Ст. 129 закрепляет положения, что органы местного самоуправления в Российской Федерации "входят в единую систему публичной власти" и осуществляют "взаимодействие" для наиболее эффективного решения задач в интересах проживающего на данной территории населения.

- Совершенно очевидно, что для реализации таких полномочий требуются профессионально подготовленные и даже "самоучки" - парламентарии на всех уровнях депутатской деятельности.

- Конечно, при этом замечу, что у нас нет официальной статистики о той части политического класса в российском обществе, который зовется депутатами. Их количество изменчиво. И, все же, можно представить, что таковых на уровне субъектов РФ около 4 тысяч (заксобрания, госсоветы, думы), на муниципальном уровне избранников от граждан - порядка 325-340 тысяч. Федеральный уровень хорошо известен: 450 депутатов Государственной Думы, по два представителя от субъекта РФ в Совете Федерации, плюс 10% президентская квота и если будут поддержаны поправки, то эта квота увеличится до 30 мест в Совете Федерации.

Экспресс анализы показывают, что по федеральным округам в субъектах РФ поддерживаются разные традиции представительства. На юге, в силу региональных обычаев, в депутатском корпусе представлено более старшее поколение, мало молодежи и женщин, больше бывших руководителей, ранее работающих на ниве фермерства, госпредприятий. В центре, Северо-Западе и Сибири в депутатском корпусе длительно происходили трансформации по схеме: "побыл депутатом, потом работа в аппарате"; далее возможно вновь депутатство или руководство каким-то учреждением или кампанией. До середины второго десятилетия XXI в. депутатский корпус региональных законодательных собраний, их представители в палатах Федерального Собрания – в основном практики и сфер управления. Хорошо, если в регионе есть профессиональная юридическая школа и парламентарии являются ее выпускниками. Но, "парламентскую" профессионализацию необходимо приобретать, работая в парламентских структурах. Год-два уходит на овладение только тем, что делали до него предшественники. Но ведь современный уровень развития не терпит "раскачек", тем более в парламентской деятельности. Парламентарий сегодня - это не тот, кто ждет законопроект от правительства! А получилось, еще недавно, в 2018-2019 гг., именно так. Из обещанных тридцати, а потом двадцати законопроектов в поддержку тренда "цифровой экономики", Государственная Дума осилила не более трех. Именно поэтому парламентарии должны учиться не только "по желанию", но и "по обязанности".

Валерий Бакушев

- Неспроста ли по инициативе Администрации Президента РФ был объявлен в начале 2020 г. кадровый конкурс "Лидеры России. Политика" с отбором резерва для представительной власти?

- Как эксперт, говорю да! Конкурс, в моем понимании, не является одномоментным актом. Он выстраивается как системный, повторяющийся отбор достойных и перспективных людей, которые могут после профессионализации быть избранными на соответствующие должности на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Но, прежде чем отбирать многократно, важно подготавливать! И здесь, не многое, но очень важное уже проводится нами. В Институте государственной службы и управления РАНХиГС, кафедрой парламентаризма и межпарламентского сотрудничества семь лет реализуется инновационная магистерская программа для целевой подготовки специалистов "Парламентская деятельность и обеспечение межпарламентского сотрудничества" (направление «Государственное и муниципальное управление» - 38.04.04). Набор ведется на заочную и, с этого года, очную (вечернюю для московского региона) формы обучения. В марте 2020 г. состоялись впервые онлайн-защиты магистерских диссертаций. Реализуется также востребованная программа профессиональной переподготовки "Обеспечение межпарламентского сотрудничества" (530 час.) с применением электронных учебно-методических продуктов.

Важно, чтобы профессиональное обучение не перекочевывало в курсовую подготовку партшкол парламентских партий (при этом еще идет распыление средств), а шел заинтересованный набор и направление на целевое обучение в Президентскую академию перспективных сотрудников аппаратов партий, молодых депутатов, общественных активистов и лидеров. При этом важно содействие созданию условий для их профессионального обучения.

Выражаю надежду, что так и будет. В этом нас поддерживает и оказывает нужную помощь Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, лично его председатель - известный управленец-государственник, ученый Олег Мельниченко и другие опытные парламентарии. Дело за желанием учиться парламентскому профессионализму!

- Почему, все же, требуются уточнения в политической системе современной России, уточнении модели организации и функционирования власти?

- В теоретическом понимании существуют три основные модели институализации власти в демократическом государстве: партийно- президентская, партийно-правительственная и суперпрезидентская.

В первой модели президент (лидер государства), продвигая свою кандидатуру в премьер-министры, не очень свободен, т.к. на него оказывает давление "правящая" партия, которая может быть в оппозиции. Но проще и устойчивее властная модель, если взгляды президента "партийного большинства" идейно и идеологически совпадают (пример - ситуация во Франции).

Во второй модели – политическое сосуществование, когда президент и парламентское большинство придерживаются разных идеологических ориентаций. Президент не может прямо воздействовать на парламент и правительство. При этом правительство опирается на оппозиционное президенту парламентское большинство (Германия последних лет).

В третьей модели – президент формирует правительство из своего идейного круга, опираясь на "парламентское большинство", своих однопартийцев. В таких условиях президент контролирует деятельность и парламента, и правительства. Президенту отводится роль «арбитражного» управляющего в общей системе власти (была в России последних лет и др.).

- В нынешних условиях нет однозначного понимания "парламентаризма"?

- Соглашусь. Да, наука о современном парламентаризме находится в стадии количественных и качественных наполнений. Парламентаризм вышел из сферы только конституционализма и в последние десятилетия развивается не только через правовые институты, но и другими науками, прежде всего, политологией. Склонен считать, что парламентаризм можно раскрыть исходя из научного предмета.

Во-первых, это научный концепт (концепция), предполагающий формирование системы власти и механизм ее функционирования в целом как идеальное представление. Во-вторых, в определенном смысле, это особая система государственной власти, отражающая существенную роль парламента в полно действующей системе институтов власти и их связи с институтами гражданского общества. В-третьих, это характеристика самого принципа устройства государства. Наконец, в-четвертых, это некий "скреп" совокупности норм, регламентирующих состояние статуса парламента в государстве как особого учреждения, где принимаются высшие политические решения на основе особого порядка (регламента) и только легитимно избранными представителями граждан; это происходит в специально устроенном помещении (здании) с выполнением строго регламентированных процедур и инструментария.

- Говорят о некой особой парламентской дипломатии.

- Здесь важно понимать, что законодательная деятельность – это хотя и важнейшая, но часть реализации парламентских полномочий. Не менее важная часть – межпарламентское сотрудничество и его обеспечение. Различают межпарламентское взаимодействие внутреннее, то есть, между парламентами субъектов РФ, поскольку законодательная власть в России не иерархирована, как судебная и, отчасти, исполнительная. Парламенты субъектов РФ самостоятельны и взаимодействуют через Совет законодателей или договорные отношения на горизонтальном уровне отношений между субъектами РФ.

Межпарламентское сотрудничество внешнее осуществляется на двухсторонней основе (между парламентами государств или палатами двухпалатного парламента), а также на многосторонней основе через особую работу по проведению и отстаиванию национальных интересов страны, основ внешней политики Президента РФ. Замечу, именно такую работу часто и называют дипломатией. Здесь особое значение приобретает способность наводить дипломатические мосты парламентскими средствами, объединяясь или кооперируясь с парламентскими представителями дружественных стран или тех, кто разделяет особо востребованное ныне стремление к построению мирного сотрудничества, обеспечению безопасности на равноправной основе.

Особое значение приобретает парламентский вывод о том, что демократия представляет собой "универсальную ценность", "не является собственностью какой-либо страны или региона" и, будучи "системой государственного управления, демократия способствует реализации человеческого потенциала, искоренению нищеты...". Этот вывод сформулирован в рамках 137-й Ассамблеи старейшей в мире международной организации – Межпарламентского союза, в Санкт-Петербурге в октябре 2017 г. В нем заложен глубокий смысл реализации парламентаризма, рабочих моделей которого около десятка. Модели выбирает каждая из 193 государств, где избраны и функционируют парламенты.

С 2018 года 30 июня - международный День парламентаризма. В России День парламентаризма отмечается 27 апреля. Эта дата введена в российский календарь славных и памятных дат. Поздравляем!

Россия (выбран сейчас)
Россия
Россия Архангельская область Астраханская область Белгородская область Брянская область Волгоградская область Вологодская область Воронежская область Ивановская область Иркутская область Кабардино-Балкарская Республика Калужская область Кемеровская область Кировская область Костромская область Краснодарский край Красноярский край Курганская область Курская область Ленинградская область Москва Московская область Мурманская область Омская область Оренбургская область Орловская область Пензенская область Приморский край Псковская область Республика Башкортостан Республика Дагестан Республика Коми Республика Крым Республика Марий Эл Республика Северная Осетия - Алания Республика Татарстан Республика Хакасия Самарская область Сахалинская область Свердловская область Севастополь Смоленская область Ставропольский край Тамбовская область Тверская область Тульская область Тюменская область Удмуртская Республика Ульяновская область Хабаровский край Ханты-Мансийский автономный округ Челябинская область Чувашская Республика Ямало-Ненецкий автономный округ
Регистрация на сайте
Введите рабочий e-mail адрес так как вам прийдется подтвердить регистрацию.
Минимальная длина пароля - 6 символов. Максимальная - 12 символов.
Укажите пожалуйста реальные имя и фамилию.
Любое слово, например Ivan, Patriot, Наблюдатель и т.п.
Дата рождения
Мы гарантируем, Ваши персональные данные не будут передаваться третьим лицам.
Вход через социальные сети
Авторизация
Сообщить об ошибке
Восстановление пароля
Введите e-mail адрес указанный при регистрации, на него мы вышлем новый пароль.